Детский буллинг как разновидность насилия

Детский буллинг как разновидность насилия

Буллинг – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Формы детского буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» — кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности: физическая агрессия, словесный буллинг, кибербуллинг, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение имущества.

Физическая агрессия включает в себя толкание, пинки и удары, может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например, ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

В словесном буллинге оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его, постоянные насмешки, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.; Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже педагоги.

Кибербуллинг очень популярен среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Запугивание основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он или она не желает делать. Мимика или «взгляд» обидчика может выражать агрессию или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Инициатором изоляции, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

В случае вымогательства от жертвы требуют деньги и угрожают, если он или она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Преследователь может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус:

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе одноклассников, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и педагогов;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее своих ровесников.

Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами или неудачами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

  • они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;
  • часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
  • склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;
  • они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
  • если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Translate